Скорее всего, многие музыканты с недоумением воспримут данную статью Илая Кранцберга (Eli Krantzberg), но именно проблема незаслуженного внимания к применению партий медных инструментов в современных стилях в ней и затронута. Предлагаем вам сначала ознакомиться с переводом статьи, а уже потом принимать для себя какое-то решение по этому поводу. Итак…
Logic Pro X: Аранжировка партий «дудок» в поп-музыке
Программные инструменты, включенные в пакет приложения Logic Pro X, уделяют большое внимание ритм-секции и синтезаторным звукам. И это нормально. Но как насчет медных и деревянных духовых инструментов? К сожалению, у основной библиотеки приложения есть лишь несколько скудных сэмплов медных (brass), с которыми можно работать, но которые по калибру и рядом не стояли с другими звуковыми категориями. Партии «дудок» были и продолжают оставаться важным аспектом аранжировки во многих формах популярной музыки. И, к сожалению, это часто упускается из виду в нашем «аудио-секвенсорном» мире.
Глазурь на торте
Партии медных инструментов — это глазурь на торте, а не оформление витрины. Они могут внести волнение и грув в музыку. Независимо от того, работаете ли вы с группами медных, состоящих из одного, двух, трех, четырех, пяти, шести инструментов или же с полной группой, состоящей из четырнадцати инструментов, это не имеет значения. Они могут добавить в аранжировку сложную и красивую отделку. Но как мы пишем для них?
Аранжировка двух или трех медных инструментов
Конечно, вы можете изучить аранжировку для биг-бэнда и узнать о различных закрытых и открытых голосовых позициях, инверсиях, заменах, удвоении и так далее. Но это не должно быть таким сложным. В современных поп-стилях музыки часто использовалась небольшая секция медных, обычно с двумя или тремя «дудками». Вспомните о старых грампластинках Motown и записях в стиле soul, Джеймсе Брауне, Chicago, Blood Sweat & Tears, Tower of Power и так далее. Все они основаны на меньших группах медных и саксофонов.
Какие сэмплерные библиотеки «дудок» сторонних производителей использовать?
Вот несколько сторонних библиотек сэмплов медных (brass), которые мне нравятся для работы с партиями «дудок» в поп-стилях такого рода:
Vintage Horns от компании BigFishAudio
У Vintage Horns есть хорошее сырое и неровное качество без дополнительной шлифовки, которое добавляет реализм и шероховатость к этим духовым партиям в поп-стиле. Настройка и тайминг слегка рандомизированы между инструментами для хорошего уплотняющего эффекта при их накладывании друг на друга. Все основные артикуляции включены в патчи, и с ними очень просто работать.
http://www.bigfishaudio.com/Vintage-Horns
Session Horns Pro от компании Native Instruments
Библиотека Session Horns Pro более изощренна и делает намного больше. В дополнение ко всем отдельным соло-инструментам, она предлагает различные ансамблевые группы с различными опциями «умного» голосоведения «smart voicing», а также исполнительскими функциями для создания ваших собственных партий. Она также имеет более полнофункциональный набор артикуляций, основанных на переключении клавишами (key switch).
https://www.native-instruments.com/en/products/komplete/cinematic/session-horns-pro/
Обе эти библиотеки работают под плагином Kontakt.
Две «дудки» — третьи и шестые ступени
В самом базовом варианте, просто имея несколько «дудок», играющих партию в унисон или в октаву (в зависимости от их диапазона), может быть мощным грувовым способом для создания риффа или фанкового мотива. Но как насчет гармонизации двух «дудок»? Самый простой мелодичный способ — использовать третьи и шестые ступени аккордов, в зависимости от диапазона инструментов и требуемых нот.
Ниже приведены два простых примера использования двух «дудок», играющих две партии в разных стилях, причем оба они используют один и тот же тип гармонии. Не позволяйте себе обмануться нотной записью: некоторые инструменты (тенор-саксофон в первом примере) звучат с разницей в октаву с тем, что написано в нотах. Первый пример использует, вероятно, наиболее распространенную группировку, состоящую из двух «дудок», трубы и тенор-саксофона. Они играют довольно явную партию первого плана и используют «fall»-артикуляцию (глиссандо вниз) для драматического воздействия.
Второй пример использует альт-саксофон и флюгельгорн для более мягкой и сочной аккомпанирующей партии. Они чередуют короткие артикуляции типа маркато с более длинными раздуваниями, которые используются для создания небольших крещендо. Эффект — ненавязчивая партия, предназначенная для поддержки мелодии.
Две «дудки» — третьи и седьмые ступени
Но это не единственные варианты использования двух «дудок». Мы могли бы обозначить их основные гармонии, проигрывая третью и седьмую ступени аккордов, которые они поддерживают. Вот простой пример, снова использующий переключение клавишами на крещендо для добавления динамики в тянущиеся ноты.
Три «дудки»
Как насчет добавления третьей «дудки» в аранжировку?
Имеется множество возможностей для использования трех нотных голосов. Как насчет сохранения третьей и седьмой ступеней основных аккордов и добавления «окрашивающей ноты» в качестве третьего голоса?
Вот такой же пример, как и выше, с третьей «дудкой», играющей девятую ступень минорных септаккордов, шестую ступень мажорного аккорда и тринадцатую ступень доминантсептаккорда. Такой расклад может понравиться далеко не всем: некоторые из музыкантов могут найти это слишком «джазовым». Есть более консервативный выбор для третьего голоса, но я нахожу, что это добавляет в гармонию элемент изощренности. Также обратите внимание на то, что диапазон инструментов, используемых в игре, влияет на качество общей ансамблевой партии. Партии тромбона и тенор-саксофона находятся в верхнем (по отношению к нижнему) пределу их удобного диапазона.
Эксперимент
Как насчет добавления четвертой «дудки»? Или пятой «дудки»? И что произойдет, если некоторые ноты удвоятся? Как насчет интервалов между нотами? Близкое голосоведение имеет совсем другой тип воздействия, чем голосоведение с «дудками», расположенными дальше друг от друга. Это всего лишь некоторые идеи, чтобы вы могли размышлять и экспериментировать.
Видеокурс Arranging Pop Horns Explained (Разъяснение аранжировки «дудочных» партий)
Если вам интересно узнать больше, я собрал 90-минутную серию видеоуроков, посвященных различным перестановкам и подходам к аранжировке «дудочных» партий.
Проверьте их здесь:
Эти сэмплы работают очень хорошо, но я, конечно, надеюсь, что разработчики Logic Pro в конечном итоге будут уделять больше внимания сэмплам медных. Я думаю, что они, к сожалению, часто упускают из виду аспект аранжировки в поп-музыке.
Они добавляют ощущение классности и полировки, а также грув, который действительно создает блеск.
Илай Кранцберг (Eli Krantzberg)