Меню ссылок

TD467 Совет дня

Тяжело. Очень тяжело разыскивать новые темы для обсуждения и рассмотрения особенностей работы в приложении Logic Pro X. Но Илай Кранцберг (Eli Krantzberg) и тут нашел выход! Предлагаем вам перевод его новой статьи на сайте Pro Tools Expert.


Logic Pro X: 5 важных основ теории музыки, которые должны знать все пользователи Logic Pro X, чтобы работать эффективно

Пользователи Logic встречаются всех размеров, форм и ароматов; а также диапазонов музыкальных знаний. Будь то рэп-музыкант или продюсер программирования ритмов, трехаккордовый гитарист, звукорежиссер микса, саунддизайнер, трековый звукорежиссер, синтезаторщик, ремиксер, диджей или прыгающий по разным DAW «кузнечик/хамелеон» — существуют абсолютные основы теории музыки, которые должен знать каждый, чтобы эффективно использовать Logic.

1. Темп

Темп — это скорость, с которой проходит время. Я знаю, это звучит как сюжетное устройство Star Trek. А если серьезно, это измерение скорости или перемещения. Скорость, с которой курсор воспроизведения перемещается горизонтально по временно́й шкале.

Темп обычно измеряется в единицах времени, называемых ударами в минуту — Beats Per Minute (сокращенно BPM). Это число, которое указывает, сколько ударов укладывается в одну минуту. Так, например, если вы установите темп в 96 ударов в минуту, каждый удар будет занимать эвкивалентное количество времени, что и деление минуты на 96 равных единиц.

Почему это важно знать? Независимо от того, занимаетесь ли вы программированием, редактированием или микшированием музыки, полезно настроить BPM в Logic для эффективного использования некоторых из его многочисленных функций. Например, если ваша музыка соответствует синхронизационной сетке Logic, вы можете редактировать точно в музыкально уместных позициях, используя сетку Logic. Или при микшировании вы можете установить значения предварительной задержки или времени повторений для соответствия скорости вашей песни.

В Logic мы устанавливаем темп проекта в LCD (ЖК-дисплее) или на транспортной панели. Когда в проекте происходят изменения темпа, мы работаем с темповыми событиями в Tempo List (Темповом списке) или в Global Tracks (Глобальных треках).

2. Тактовые размеры

После того, как вы установили скорость (темп) вашего проекта, важно установить тактовый размер вашей музыки. Хотя темп устанавливается и определяется его отношением к минуте, музыка не измеряется таким образом. Она измеряется в единицах времени, называемых Bars —тактами (также иногда называемыми Measures — размером). А такты в свою очередь подразделяются на Beats (доли). Тактовый размер представляется в виде дроби. Верхнее число говорит нам, сколько долей в каждом такте. Нижнее число говорит нам, какое значение ноты составляет долю.

Самый распространенный тактовый размер, используемый в поп-музыке, — 4/4 (четыре четверти). Нижнее число говорит нам, что каждый такт измеряется в четвертных нотах. Верхнее число говорит нам, что каждый такт должен быть эквивалентен четырем из них. Другой пример, 3/4 (три четверти), указывает, что в каждом такте используются только три четвертных ноты. Такой тактовый размер обычно называют «вальсом». 6/8 (шесть восьмых) говорит нам, что каждый такт будет использовать эквивалент шести восьмых нот.

Тактовый размер также устанавливается в LCD (ЖК-дисплее) или на транспортной панели. А при использовании нескольких тактовых размеров в одном проекте мы создаем и редактируем их либо в Tempo List (Темповом списке), либо в глобальном треке Signature (Сигнатура). У нас также есть окно Time Signature (Тактовый размер) для подробного редактирования.

3. Ритмические подразделения

Тактовые размеры указывают количество долей в каждом такте, и определяют, какие нотные значения составляют эту долю. Возможно, вы заметили, что я использовал слово «эквивалент» несколько раз в предыдущих абзацах. Слово «эквивалент» употребляется потому, что доли также можно подразделить на более мелкие ритмические подразделения.

Например, такт размером 4/4 составляет четыре четвертных ноты. Но каждая четвертная нота может состоять из нескольких меньших нот. Четырехчетвертной такт может состоять из восьми восьмых нот, или шестнадцати шестнадцатых нот, или любой комбинации и перестановки этих подразделений, включая тишину (также известную как «паузы»).

Понимание того, что такое «подразделения (subdivisions)», имеет решающее значение для получения максимальной отдачи от функций квантования Logic, которые позволяют корректировать тайминг вашего исполнения для музыкальных тактов, основанных на подразделениях (subdivisions). Это также полезно при редактировании проекта для перемещения событий с музыкальной точностью. Или при программировании ритмической модуляции в программных синтезаторах. И даже при микшировании, при настройке ритмики, основанной на значениях для таких вещей, как задержка звука или скорость тремоло.

4. Ключевые знаки

До сих пор мы говорили о скорости и времени. Но музыка также имеет тональные центры. Полезно знать тональность нашей музыки, и установить соответствующие ключевые знаки в Logic по нескольким причинам.

Если вы работаете с петлями, которые содержат музыкальный контент, отличный от ударных, знание тональности вашей музыки позволяет вам использовать петли, соответствующие вашей музыке. Либо выбирая петли в тех же или параллельных тональностях, либо транспонируя их в тональности, которые соответствуют вашей музыке.

При редактировании нот в редакторе Piano Roll или нотном редакторе Score приложения Logic, функции ладового квантования (scale quantize) позволяют нам выделять и использовать ноты, относящиеся к основной музыкальной тональности. Размещение правильных ключевых знаков в окне нотной партитуры Score приложения Logic позволяет эффективно записывать MIDI-ноты без ненужных случайных знаков альтерации (диезов и бемолей), которые загромождают дисплей. Ключевые знаки также полезны при работе с функциями программного тюнинга вокала, такими как Flex Pitch или плагин Pitch Correction приложения Logic.

5. Лады

Как только мы узнаем ключевую тональность, нам нужно понять, какие ноты соответствуют этой тональности. Лад — это серия музыкальных нот, которые соответствуют ключевой тональности. Ключевая тональность может иметь несколько ладов, которые будут ей соответствовать. Понимание того, какие лады работают, помогает нам узнать, какие ноты можно использовать, а какие следует избегать при создании нашей музыки.

Функции Scale Quantize (Ладовое квантование) и Pitch Correction (Коррекция высоты тона) приложения Logic позволяют нам сосредоточиться на точных нотах, которые мы хотим использовать с нашей музыкой, выбрав лад, связанный с основным тоном ключевой тональности. Например, тональность фа минор может использовать мелодический минорный лад, или гармонический минорный лад, или минорный пентатонический лад. Соответствие тому или другому из этих ладов придает музыке несколько незначительно отличающееся качество или привкус.

Чтобы узнать больше о теории музыки, а также о том, как она помогает и связана с работой в приложении Logic, ознакомьтесь с серией обучающих видеороликов Music Theory Explained (Объясненная теория музыки).

С уважением
Илай Кранцберг (Eli Krantzberg)

Copyright © 2019 Apple Inc. All rights reserved.
Copyright © 2019 Алексей Алимкин (перевод).

Site www.logicprox.ru is an Independent Information site. The site is not affiliated with Apple Inc. and other companies. All trademarks, product names, and company names and logos appearing on this web site are the property of their respective owners. Site www.logicprox.ru makes no guarantees regarding any of the advice offered on this web site or by its staff or users.