Представляем вашему вниманию перевод статьи Ролана Макдональда (Rolan McDonald) — Six Creative Automation Tips And Tricks To Try In Your Mixes.
Logic Pro: Шесть советов и приемов по творческой автоматизации, которые стоит попробовать в своих миксах
Возможность автоматизировать параметры микшера и плагинов — один из величайших даров, которые предоставляет современному продюсеру программное обеспечение DAW. Вот несколько советов о том, как вы можете использовать это в своих художественных целях…
Управление шинами мастера и групп
Приливы и отливы динамики на протяжении всего трека — нарастание в припеве, обратное понижение уровня в куплете и так далее — играют важную и часто недооцениваемую роль в ее общей эффективности и звуковой привлекательности, а автоматизация дает вам возможность по-настоящему взять под контроль этот энергетический профиль. На самом базовом уровне усиление мастер-фейдера на 1-2 дБ во время припева может приятно усилить волнение; но применив то же самое мышление к групповым шинам и отдельным трекам, вы увидите ряд захватывающих возможностей. Инструментальные соло, барабанные партии и припевный вокал — очевидные кандидаты на повышение уровня; и так же, как о громкости, подумайте об автоматизации эквалайзерных настроек для тонального акцента — усиления малого барабана в бридже, разделения клавишных и вокала на ключевых частотах и так далее. Однако делайте такие настройки тонкими: слушатель должен оценить эти сдвиги в фокусе без сознательного понимания, что они происходят.
Прецизионная динамика
Принимая предыдущий совет на более микроскопическом уровне, если ваш плагинный компрессор или деэссер не передает динамику конкретной партии там, где вы хотите, непревзойденное ручное управление автоматизацией громкости сделает это всегда. Конечно, прорисовка точных изменений громкости во всем вокальном исполнении для ослабления шипящих, взрывных и слишком громких фрагментов, или формирования параметров атаки и восстановления отдельных слов и слогов, может занять много времени, но когда вам это действительно нужно, вникайте в детали — это может быть гораздо более плодотворным, чем плагин, который делает это за вас.
Плагины Transient Shaping аналогичным образом заменяются автоматизацией громкости. Например, выделяйте малый барабан на барабанном треке именно тогда и в той степени, в которой вы хотите, или уменьшите хвосты в монотонной синтезаторной басовой партии, чтобы подчеркнуть атаку в каждой ноте. Опять же, никакой плагин модуляции громкости не может конкурировать со свободно редактируемым автоматизационным треком по точности и аккуратности, когда дело доходит до такого рода вещей — хотя, конечно, все это достигается за счет удобства и скорости.
Автоматизация эффектов
Одним из наиболее убедительных вариантов использования автоматизации является анимация плагинов эффектов, будь то в интересах оживления отдельных партий или совместной работы с автоматизацией уровня громкости мастер-шины и других шин для управления общей энергией трека. Переключайте кнопки байпасса или настраивайте уровни прямого/обработанного микса для добавления в микс «вбросов» задержки и реверберации; превращайте эффекты задержки в дублирующие звуковые ландшафты с изменением параметров обратной связи, времени задержки и автоматизацией фильтров; включайте овердрайв на симуляторе гитарного усилителя для оживления соло; рисуйте свои собственные тремоло, вибрато и «модуляции» автопанорамирования; автоматизируйте уровни микширования/глубины, чтобы контурировать обработку по мере прохождения трека… Как говорится, единственным ограничением является ваше воображение.
Синтезаторы морфинга
Автоматизация — это не только микширование и эффекты, но и мощный инструмент звукового дизайна. Некоторые синтезаторы имеют встроенные системы для плавного перехода их параметров между двумя дискретными состояниями, но для действительно сложных, бесконечно манипулируемых патч-морфингов лучше всего подходит автоматизация. Мы говорим не просто об открытии фильтра на протяжении припева или песни, а скорее о разработке сложных одновременных движений нескольких элементов управления, нарисованных и отредактированных с целью создания захватывающего преобразования одного звука в другой.
Вы можете, например, начать с простого струнного патча и преобразовать его на протяжении любого количества тактов в эпический восходящий пэд, автоматизируя форму и высоту тона осциллятора, расстройку унисона, частоту среза фильтра и его резонанс, частоту и величину генератора LFO, глубину эффектов и многое другое, что вы можете изменить своими руками. Преимущество автоматизации по сравнению со встроенными элементами управления морфингом заключается в том, что изменения параметров могут быть полностью нелинейными и не связанными друг с другом с точки зрения начальной и конечной точек, времени и ритма, что обеспечивает такую степень гибкости и контроля, которая недоступна ни одному синтезатору, способному работать с морфингом звука.
Используйте MIDI-контроллер
Если вы занимаетесь музыкой со старых добрых времен, когда единственным способом автоматизации микширования была запись выполняемых вручную изменений уровня в соответствующим образом оборудованном цифровом аппаратном микшере, вы должны знать, что правильное практическое использование этих аппаратных фейдеров гораздо веселее и увлекательнее, чем их перетаскивание с помощью мыши или рисование автоматизационных кривых прямо в окне аранжировки. Верните себе ощущение тактильной подлинности, назначив регуляторы и/или фейдеры на клавиатуре MIDI-контроллера — или специальной микшерной консоли, такой как Akai MIDIMix, Behringer X-Touch или Mackie Control Universal Pro — на микшер в вашей DAW и/или на выбранные параметры плагина, и используйте их для записи всей вашей автоматизации вручную.
Такой захват автоматизации не только дает менее жесткие, более «человеческие» результаты, чем рисование непосредственно с помощью инструмента Pencil (Карандаш), но также, конечно же, позволяет записывать одновременно несколько перемещений параметров, что, очевидно, невозможно сделать с использованием мыши.
Знайте свои режимы автоматизации
Осознав преимущества автоматизации записи с помощью MIDI-контроллера, вам действительно нужно разобраться в различных режимах автоматизации, предлагаемых вашей DAW. Здесь необходимо обратиться к руководству пользователя, а DAW различаются в зависимости от того, какие режимы они предлагают, но вот краткое резюме…
В режиме Latch (Защелка) значение автоматизируемой ручки или фейдера остается там, где оно было, когда вы его отпускаете — вы можете думать об этом как об автоматическом режиме записи по умолчанию. Сенсорный режим Touch (Касание), с другой стороны, возвращает параметр к исходному значению (или следует за уже существующей автоматизацией, если таковая имеется), когда вы его отпускаете, и поэтому идеально подходит для внесения коротких корректирующих изменений — скажем, для отключения на мгновение гитары или случайного вокального междометия. Режим Write (Запись) перезаписывает всю автоматизацию для рассматриваемого параметра по мере того, как курсор воспроизведения продвигается по треку, и не имеет особой пользы, кроме стирания песенных частей. И, наконец, режим Read (Чтение) просто устанавливает трек для воспроизведения автоматизации на нем — не забудьте переключиться на него, когда закончите запись автоматизации.
Ронан Макдональд
Об авторе…
Ронан Макдональд — музыкальный и технологический журналист с более чем 30-летним опытом работы. Помимо основной работы Ронан — увлеченный продюсер и барабанщик, с особой страстью относящийся к хип-хопу 90-х, джанглу, брейкбиту и джазу, с жестким диском, полным незаконченных проектов и папкой плагинов, которые однажды он честно доведет до приведения в порядок. Он также является подменным перкуссионистом в легендарной итало-хаус-группе 80-х/90-х Black Box…