Меню ссылок

TS44 Logic Pro X: Четыре понимания сути квантования

В этой статье Эдгар Ротермих (Edgar Rothermich) подробно рассматривает квантование, одну из наиболее важных и часто используемых функций при редактировании MIDI в приложении Logic Pro X.

Logic Pro X: Четыре понимания сути квантования

Quantization (Квантование) может быть одной из наиболее важных и часто используемых функций во время редактирования MIDI. Каждый музыкант использует квантование, и все, кажется, знают, как им пользоваться. Вы проигрываете MIDI-трек с не очень удачным таймингом, затем нажимаете волшебную кнопку Quantize и тайминг становится идеальным. Это так просто. Или, возможно, в нем есть нечто большее. Позвольте мне рассказать о четырех важных аспектах квантования в Logic Pro X.

№1 Квантование добавляет смещение временнóй позиции

Первым шагом в понимании квантования является знание того, что Logic Pro хранит две позиции для каждого MIDI-события.

Исходная позиция

Для определения исходной позиции MIDI-ноты в MIDI-регионе вам потребуется выполнить одно из следующих трех условий:

  • Записать: Вы записываете новую ноту MIDI в определенном месте, это — ее исходная позиция.
  • Создать: Вы создаете новую MIDI-ноту вручную в определенном месте, это — ее исходная позиция.
  • Переместить (сдвинуть): Вы перемещаете существующую MIDI-ноту, вручную перетаскивая ее на новую позицию, это — ее новая исходная позиция.

По умолчанию эта исходная позиция также является позицией воспроизведения, позиция MIDI-ноты воспроизводится, когда курсор воспроизведения перемещается во время воспроизведения проекта. Все идет нормально. Но теперь что-то может случиться:

Смещение (квантование)

Logic Pro может автоматически перемещать MIDI-ноту из исходной позиции в другое местоположение. Он делает это, когда мы используем команду Quantize (Квантование) для применения значения Quantize к ноте. Эта команда Quantize, основываясь на своих инструкциях, сообщает приложению Logic Pro, что нужно применить временнóе смещение к значению исходной позиции (то есть, 19 тиками ранее, 420 тиками позже). Это значит, что позиция воспроизведения теперь отличается от исходной позиции MIDI-ноты, поскольку Logic Pro сдвинул (переместил) MIDI-ноту.

Позиция воспроизведения

Поэтому, всякий раз, когда мы смотрим на MIDI-ноту, чтобы увидеть, какая у нее позиция воспроизведения, мы должны знать, что она определяется двумя факторами: исходной позицией + смещением позиции. Только если смещение позиции равно нулю, только тогда позиция воспроизведения совпадает с исходной позицией. Обратите внимание: MIDI-редакторы всегда показывают позицию воспроизведения MIDI-события.

№2 Quantize — это команда, а не параметр

Как только мы понимаем концепцию «Исходное положение + смещение положения = позиция воспроизведения», тогда возникает еще один важный факт.

Что это значит? Посмотрите на следующий скриншот редактора Piano Roll. Выбрана одна нота ➊, а слева — Inspector (Инспектор) отображает свои параметры или нет?

  • Parameter Velocity (Скорость нажатия): Ползунок Velocity отображает значение 103 ➌. Это — значение параметра, которое хранится в MIDI-ноте. Каждый раз, когда мы выделяем ноту, ползунок отображает (считывает) значение параметра скорости нажатия, которое хранится в ноте. Изменение этого значения на ползунке изменит (запишет) это значение.
  • Команда Time Quantize (Временнóе квантование): Теперь давайте посмотрим на другой «параметр», значение Quantize. Похоже, что нота была квантована по нотной сетке 1/2 Note (1/2 ноты) ➍. Но это не тот случай. Значение Quantize в инспекторе не отображает, как отквантована выделенная нота. Вместо этого он показывает, с каким значением квантования выделенная нота будет квантоваться при использовании команды Quantize.

Как насчет региональных параметров?

Инспектор Region (Регион) в главном окне отображает параметры региона ➎ для выделенного региона (регионов) ➏. Это параметры, хранящиеся в регионах, например, Mute (Отключение звука), Transpose offset (Смещение транспонирования), Velocity offset (Смещение скорости нажатия). Когда вы выбираете регион, инспектор отображает (читает) сохраненные параметры, а когда вы изменяете значения в инспекторе, он изменяет (записывает) эти значения в данный регион.

Но будьте осторожны: один из параметров региона — это параметр Quantize со значением квантования. Хотя это значение хранится в регионе (и может считаться параметром), это не обязательно то значение, с которым квантуются MIDI-ноты внутри региона. Чтобы лучше понять это, давайте раскроем следующее понимание сути квантования.

№3 Квантование может применяться на двух уровнях

На следующей диаграмме я попытаюсь проиллюстрировать полную картину того, как функция Quantize реализована в приложении Logic. Все становится немного техническим, но старайтесь внимательно следить за указанными цифрами, чтобы понять этот очень важный механизм.

Основной аспект заключается в том, что команда квантования может быть применена на двух разных уровнях, и каждая из них перезаписывает другую.

Два уровня — это окно Tracks (Треки) ➊ и окно редактора ➋ (в данном случае, клавишного редактора Piano Roll). И снова вы применяете команду (Понимание №2), и эта команда перемещает MIDI-событие из исходного положения, добавляя смещение (Понимание №1). Каждый раз, когда вы применяете новую команду Quantize, смещение (насколько перемещается нота) будет меняться в зависимости от применяемого значения квантования. Хотя это и стандартная процедура редактирования, в которой вы обновляете значения параметров, в данном случае есть существенное различие:

  • Обновление (посыл нового значения квантования) может быть выполнено в двух местах, которые влияют на разные события: на все события ➌ или на выделенные события ➍.
  • Logic Pro не сохраняет последнее посланное значение квантования. Вместо этого он сохраняет «эффект», который является новой позицией («Позиция воспроизведения»), независимо от того, откуда он был отправлен и с каким значением.

Квантование всех событий или выделенных событий

  • Каждая команда Quantize, посылаемая в окне Tracks (Треки) [с активным клавиатурным фокусом], будет применяться ко всем событиям в выделенных регионах ➌. При работе в редакторе Piano Roll (с активным клавиатурным фокусом), только выделенное событие (события) ➍ будет затронуто командой Quantize.
  • Команда Quantize также будет отправляться каждый раз при изменении значения в меню Quantize ➎ в инспекторе или с помощью клавиатурной команды ➏ (Quantize: Q и Undo Quantize: Option-Command-Q).

Вы можете, смеем надеяться, увидеть опасность, связанную с клавиатурным фокусом. Одна и та же клавиатурная команда (Q) может иметь совершенно разный эффект. Когда клавиатурный фокус имеет окно Tracks (Треки) ➊ (то есть, окно Tracks активно), квантуются все события ➌ выделенного региона (регионов). Когда клавиатурный фокус имеет редактор Piano Roll ➋ (активно окно редактора Piano Roll), тогда при использовании клавиатурной команды квантуются только события, выделенные в окне Piano Roll ➍.

№4 Квантование основано на таймлайне региона

Logic Pro не размещает события MIDI непосредственно на временнóй шкале (таймлайне) проекта. То, что вы видите на трековой дорожке, это — MIDI-регионы, контейнеры, в которые встроены MIDI-события. Редактирование региона будет влиять на все MIDI-события в равной степени. Чтобы отредактировать содержимое региона (MIDI-события), вы должны «шагнуть внутрь» с помощью MIDI-редактора, чтобы получить доступ к содержимому региона.

То, что вы видите в окне Tracks, это временнáя шкала проекта — таймлайн. Вы размещаете регионы на этом таймлайне, на трековой дорожке определенных треков.

Когда вы квантуете регионы, например, до 1/2 ноты (теперь мы знаем, что вы фактически не квантуете регионы, вы квантуете MIDI-события внутри региона), все ноты внутри этого региона сдвигаются к 1/2-нотным значениям сетки, и они отлично выстраиваются в соответствии с долями таймлайна проекта. Вы думаете, что отквантовали ноты по таймлайну проекта, но это не так.

Посмотрите на следующий пример:

«Иллюзия» происходит только в том случае, если регион начинается в начале такта ➊ (что обычно и делают регионы). Если вы переместите регион, чтобы он начинался где-то посередине такта ➋, и примените то же самое квантование 1/2 нотами, то MIDI-ноты НЕ БУДУТ выравниваться по 1/2 нотам ➌ таймлайна проекта, поскольку они квантуются относительно начала региона. Это означает, что у региона есть свой «невидимый региональный таймлайн», к которому и применяется команда квантования.

Всякий раз, когда вы хотите применить квантование, но регион не начинается с сильной доли (или, по крайней мере, с некоей доли в зависимости от того, какое значение квантования вы используете), тогда вы можете сначала переместить регион в начало такта. И именно поэтому Logic Pro всегда округляет время начала нового региона до начала такта, на случай, если это вам интересно. Для аудиорегионов это не имеет значения, поскольку содержимое аудиорегиона не является MIDI-событиями, это нечто другое и, в целом, это является темой для другой обучающей статьи по Logic Pro X.

Заключение

Надеюсь, эти четыре понимания сути квантования помогут вам лучше понять, как работает функция Quantization в Logic Pro и как использовать ее в вашем проекте. Это всего лишь один пример, демонстрирующий, что в простой функции может скрываться гораздо больше, если ознакомиться с ней поближе. Если вы потратите время и захотите вникнуть в нее, то вы не только получите лучшее понимание того, как использовать эту функцию, но и избежите любых возможных ошибок из-за отсутствия надлежащего понимания.

Если вы действительно хотите узнать, как использовать Logic Pro, а не просто узнать, какие кнопки нажимать, ознакомьтесь с книгами в моей серии Graphically Enhanced Manuals: Logic Pro X – How it Works (Logic Pro X — Как это работает) и Logic Pro X – The Details (Logic Pro X — Подробности). Они наполнены богатыми иллюстрациями и уникальными диаграммами, которые легко понять и не найти где-либо еще. Книги доступны в формате pdf, печатных книг и интерактивных файлов iBooks с функцией мультикасания экрана.

www.DingDingMusic.com/Manuals

Спасибо за потраченное вами время и проявленный интерес,

Эдгар Ротермих (Edgar Rothermich)

Copyright © 2017 Apple Inc. All rights reserved.
Copyright © 2017 Алексей Алимкин (перевод).

Site www.logicprox.ru is an Independent Information site. The site is not affiliated with Apple Inc. and other companies. All trademarks, product names, and company names and logos appearing on this web site are the property of their respective owners. Site www.logicprox.ru makes no guarantees regarding any of the advice offered on this web site or by its staff or users.