Меню ссылок

TD307 Совет дня

Эдгар Ротермих (Edgar Rothermich) поднял по-настоящему очень важную для всех компьютерных музыкантов тему и начал серию статей, касающихся понятия «воспринимаемой громкости» микса и применения нового стандарта нормализации громкости Loudness Normalization.

Logic Pro X: Нормализация громкости. Часть 1: В чем проблема?

Если вы сводите свой микс в приложении Logic (или в любой другой DAW), вы должны знать о Loudness Normalization (Нормализации громкости) — СЕРЬЕЗНО. Независимо от того, будет ли ваш микс воспроизводиться на радио или на сайте Spotify, либо вы загрузите его на свой канал YouTube или просто прослушаете его в своей медиатеке iTunes, это повлияет на ваш микс, и вы лучше знаете, как именно. В этой серии из трех частей я объясню все подробности. Часть 1: В чем проблема?

Часть 1: В чем проблема?

Что такое Loudness (Громкость) и почему она приведет к серьезным проблемам с вашими миксами, если вы не понимаете некоторые основополагающие принципы (которые я объясняю в части 1).

Часть 2: Стандарты нормализации громкости

Никогда не используйте Peak Normalization (Пиковую нормализацию) в своем сводимом миксе, а вместо этого воспользуйтесь новым глобальным стандартом нормализации громкости (разъяснения по которому я даю в части 2).

Часть 3: Лоджиковский плагин Loudness Meter

Инструкции о том, как использовать плагин Loudness Meter (Измеритель громкости) приложения Logic и другие инструменты, чтобы избежать сюрпризов из-за нормализации громкости, когда вы позже услышите свои песни на iTunes, Spotify, YouTube и так далее (как я объясняю это в части 3).

Введение

Лоджиковский плагин Loudness Meter

Возможно, вы уже сталкивались с плагином Loudness Meter (Измеритель громкости) в меню плагинов аудиоэффектов Logic в разделе Metering (Измерение) и задавались вопросом: «Что это за штука?». Я объясню не только, как он работает и как его использовать, но и погружусь во всю тему о нормализации громкости для предоставления некоторой справочной информации, чтобы вы поняли, почему вы должны постоянно использовать этот Loudness Meter в своей выходной канальной линейке на протяжении всего микса.

Будьте внимательны

Обратите внимание, что в этой статье о «Нормализации громкости» речь идет не о советах и ​​хитростях для вашего микса. Вместо этого речь идет о важном аспекте, который вам нужно знать (или, по крайней мере, быть знакомым), когда вы доходите до кнопки Bounce (Сведéние) в Logic или в любой другой DAW. Возможно, вы уже слышали или читали об этой теме и знаете, что за последние несколько лет появились новые стандарты, концепции и технологии в отношении этого нового модного слова Loudness (Громкость). Вы должны следовать этой теме, поскольку правила и их выполнение все еще меняются. Все это может серьезно повлиять на то, как ваши поклонники будут «слышать» ваши песни, ваш подкаст или любой аудиоконтент, независимо от того, находится ли он на iTunes, SoundCloud, YouTube, Spotify или звучит на добром старом радио.

Правила и положения

Рок-н-ролл немного похож на дикий-дикий Запад, когда речь заходит о записи звука. Вы приклеиваете измеритель VU справа и не заботитесь об искажениях, пока вам нравится, как это звучит. Если максимальное значение равно 10, вы игнорируете это и переходите к 11. Но даже запись самой мятежной панк-группы должна следовать некоторым правилам, когда она передается по радио, транслируется по телевидению и даже в настоящий момент, в интернет-сервисах потоковой передачи, таких как YouTube, Spotify или SoundCloud. Анархия здесь прекращается, и берут верх правила и положения.

Существуют различные национальные и международные организации (ITU, EBU, AES, SMPTE и так далее), где имеются некоторые блестящие умы, которые изучали громкость, и придумывают предложения и рекомендации по использованию и внедрению технологий, основанных на их исследованиях, которые часто превращаются в правительственные постановления и законы, и поэтому радио и телевидение, контролируемые правительством, должны им следовать. Кроме того, частные компании приняли различные рекомендации для своих популярных приложений, таких как YouTube, iTunes, Spotify или SoundCloud, и именно здесь вы серьезно должны обращать внимание на это, когда ваши миксы покидают студию и попадают на любой из таких слушательских каналов, поскольку, внезапно, сведенный вами микс может зазвучать по-другому.

Об основах

Прежде чем узнать о том, что происходит с вашим миксом после того, как он «покидает» ваш проект из Logic Pro X и доходит до ваших слушателей, вы должны знать, ПОЧЕМУ это происходит. В чем проблема? Начнем с нескольких основ.

Прослушивание вашей песни (песен)

Каждый раз, когда вы хотите послушать песню, независимо от того, звучит ли она на вашем компьютере, CD-проигрывателе, автомобильном радио и так далее, вы устанавливаете громкость воспроизведения на свой вкус, и все. Скорее всего, вам не нужно прикасаться к ручке громкости во время прослушивания одной песни. Вы определяете свою собственную «громкость воспроизведения» — Playback Volume. Однако, если вы затем начнете слушать вторую песню, вам может понадобиться изменить эту громкость воспроизведения, поворачивая ручку вверх или вниз, если вы «почувствуете», что вторая песня слишком громкая или недостаточно громкая по сравнению с первой песней. Важным словом здесь является «почувствуете», поскольку это — субъективное решение изменить громкость, исходя из того, как вы эту громкость воспринимаете. Обратите внимание, что опускание фейдера громкости на вашем выходном канале во время микса, с другой стороны, является объективным решением, например, если красный светодиод отсечения сообщает вам, что он достиг уровня 0dBFS.

Терминология: Level – Volume – Loudness

В предыдущем абзаце было несколько терминов, на которые нам нужно обратить внимание, прежде чем идти дальше. Хотя большинство пользователей знают эти термины, они могут означать либо одно и то же, либо разные вещи, в зависимости от того, кто использует этот термин и в каком контексте.

  • Level (Уровень): В аудиопроизводстве этот общий термин описывает уровень звукового сигнала. Уровень — это то, что вы измеряете, обычно с помощью измерителя уровня, который вы найдете на канальной линейке в Logic или как отдельный плагин Level Meter (Измеритель уровня).
  • Volume (Громкость): Термин Volume часто используется так же, как Level. Например, изменяет ли фейдер громкости на канальной линейке «громкость» или «уровень»? Вы в значительной степени можете использовать оба эти термина.
  • Loudness (Воспринимаемая громкость): Если вы поднимаете фейдер громкости, вы поднимаете уровень на этом треке, чтобы сигнал становился громче. Это значит, что вы также увеличиваете воспринимаемую громкость. Но что такое Loudness? На это вы должны обратить свое внимание.

Что такое Loudness?

Поскольку в этой статье мы говорим о нормализации громкости, мы должны четко понимать, что означает термин Loudness. Если обратиться к «Книге знаний», Википедии, мы найдем следующие пояснения:

«Loudness (громкость) — это характеристика звука, которая в первую очередь является психофизиологическим коррелятом физической силы (амплитуды)» — или вот это — «Это атрибут слухового ощущения, с точки зрения которого звуки могут быть упорядочены по шкале от тихого до громкого». Какие-нибудь вопросы?

Позвольте мне объяснить это по-другому:

Воспринимаемая громкость

Вместо того, чтобы просто использовать термин «громкость», было бы лучше использовать полный термин «воспринимаемая громкость». Как я уже показал, он описывает субъективное впечатление о том, как вы слышите песню, или как громко звучит песня. Даже разные люди могут иметь разное восприятие громкости при прослушивании песни на одной и той же громкости воспроизведения. Например, ваше восприятие громкости может отличаться от ваших соседей, которые проводят вечеринку в течение последних пяти часов с повышенным уровнем интоксикации (с другим типом уровня).

Термин «воспринимаемая громкость» особенно важен при прослушивании последовательности песен, и вы определяете, чувствуете ли вы, что все воспроизводимые песни имеют одинаковую громкость, или вам кажется, что нужно изменить громкость воспроизведения вверх или вниз для определенной песни или части программы, которую вы слушаете (по радио или телевидению), чтобы достичь некоторой согласованности уровня их воспроизведения.

Измеряемая громкость

Хотя воспринимаемая громкость субъективна, сущестуют также измерители, которые могут измерять воспринимаемую громкость. Однако вы должны обратить внимание на то, что есть два типа измерителей воспринимаемой громкости (Loudness Meters). Я расскажу об этом подробнее далее в этой статье, но вот пока краткое объяснение:

  • RMS Meter (Измеритель RMS) и VU Meter (Измеритель напряжения): Peak Meter (Пиковый индикатор), который вы можете установить в RMS (сокр. от Root Means Square — среднеквадратичное действующее значение, причудливое словосочетание для обозначения «среднего» уровня) или традиционный измеритель VU, технически все еще являются измерителями уровня, а не измерителями громкости. Они измеряют электрический уровень звукового сигнала. Однако их характеристики просто близки к тому, как мы воспринимаем громкость путем измерения и отображения среднего уровня сигнала (или энергии сигнала) вместо пикового уровня сигнала. Также имейте в виду, что RMS Meter может считывать средний уровень, но не долгосрочный средний, как это может делать встроенный плагин Loudness Meter (подробнее об этом позже).
  • Loudness Meter (Измеритель громкости): Истинный «измеритель громкости» (например, тот, который у нас есть в Logic Pro X) по-прежнему измеряет аудиосигнал, но использует для этого стандартизованные алгоритмы и фильтры (на основе психоакустических моделей) для предоставления реальной воспринимаемой людьми громкости.

Потенциальная путаница с громкостью

Чтобы лучше понять стандарты и положения, в нашем случае Loudness Normalization (Нормализацию громкости), вы должны понять причину, по которой необходимо было создать и обеспечить их соблюдение в первую очередь. Если вы не заметили, наша среда аудиопроизводства немного выходит из-под контроля за эти годы (с начала цифровой аудиореволюции), когда речь заходит об уровнях сигнала.

Разный аудиоконтент с разной громкостью

Как я уже упоминал вначале, проблема громкости может появиться, когда вы слушаете последовательность аудиоконтента, скорее всего из разных источников, когда эти отдельные источники (песни, рекламные ролики, интервью, телешоу и так далее) имеют разную воспринимаемую громкость.

Вот несколько примеров:

  • Прослушивание аудиопотоков: Не только громкость может различаться между треками в потоковых сервисах, таких как Spotify, SoundCloud или YouTube, общий уровень при переключении между службами также может сильно различаться.
  • Прослушивание радио: Скачок в громкости между песнями (и рекламными роликами) вытесняется гораздо более серьезной проблемой, описанной как «Loudness War» («Война громкости»), одной из причин, по которой выполняются стандарты нормализации громкости, как мы увидим позже.
  • Прослушивание плейлистов: Если вы прослушиваете свой плейлист в iTunes с песнями из разных компакт-дисков или загрузок (и даже ваших собственных миксов), громкость различных песен может значительно отличаться, особенно если вы слушаете оригинальные записи 70-х и 80-х годов (а не обновленные «remastered» версии), в сравнении с недавними записями.
  • Прослушивание (просмотр) ТВ: Широковещательное телевидение всегда доставляло неприятности, когда повышенная по сравнению с громкостью шоу громкость рекламы заставляла вас судорожно вскакивать в поисках пульта управления громкостью. Жалобы со стороны слушателей на протяжении многих лет оказывали давление на законодателей с тем, чтобы те приняли законы, которые бы вынуждали вещателей применять стандарты, связанные с нормализацией громкости. Например, в США закон CALM (Закон о смягчении громкости коммерческой рекламы) запрещает с 2012 года под угрозой штрафа воспроизведение телевизионной рекламы громче обычной программы.

Кто виноват?

Итак, каковы факторы, которые влияют на воспринимаемую громкость различных аудиозаписей так сильно? Вот три основных компонента: «Пиковый уровень», «Динамический диапазон» и «Частотный спектр». Подумайте об этом, это все те элементы, которые вы контролируете в своем миксе. Итак, как мы увидим, правильная нормализация громкости начинается уже во время вашего микса, и вы должны держать это в голове на данном этапе, прежде чем начнете сведéние своего финального микса или передадите его звукорежиссеру мастеринга, чьи обязанности, в противном случае, сведутся к восстановительным работам.

 

-1- Пиковый уровень

Одно из основных отличий при записи и передаче сигнала в аналоговом домене заключается в том, что он не имеет абсолютного предела, такого как 0dBFS (полная шкала) в цифровом домене, где все доступные биты отдельного аудиосэмпла установлены на «1». Аналоговый звук имел более или менее опорный уровень с каким-то запасом, которому все следовали. Эта «здоровая» концепция запаса по уровню сигнала (headroom), которую инженеры использовали в первые дни цифровых записей, все больше уменьшалась, а пиковый уровень записей со временем увеличивался до максимального уровня 0dBFS (0 дБ полной шкалы). До свидания, Headroom, мы тебя едва знали.

Но если все аудиофайлы (песни, рекламные ролики, интервью и так далее) «нормализованы до 0dBFS», означая, что самый высокий уровень каждого аудиофайла равен 0dBFS, то разве это не хороший стандарт? Как «электрический стандарт», возможно, но он абсолютно бесполезен (неуместен) для воспринимаемой громкости, поскольку пиковый уровень не имеет ничего общего с тем, как наши уши воспринимают громкость и, следовательно, воспринимаемые громкости каждой из песен в последовательности (нормализованных к 0dBFS) все еще могут быть совершенно разными, в зависимости от влияния других факторов, в особенности, от динамического диапазона.

-2- Динамический диапазон

Динамический диапазон песни описывает изменение пиковых уровней на протяжении всей песни. Например, ваш пиковый индикатор постоянно прижимается к максимальному уровню или он колеблется между различными уровнями с более тихими частями, более громкими частями и достаточным пространством для транзиентов (переходных процессов)?

Воспринимаемая громкость песни увеличивается, когда песня имеет меньшую динамику. К сожалению, продюсеры и звукозаписывающие компании превратили это из игры в систему, сжимая свои песни все больше и больше, и следовательно, делая свои песни громче по сравнению с другими песнями при их воспроизведении на радио (потому, что «громче звучит лучше»). Довольно скоро все начали применять тот же самый метод, используя все меньшую динамику, и «Loudness War» («Война громкости») была в полном разгаре с главными жертвами, хорошими звуковыми записями. Об этом позже.

-3- Частотный спектр

Третий фактор аспекта воспринимаемой громкости — это частотный диапазон записи. Например, есть ли в миксе низкие частоты, высокие частоты и все между ними? Для современных поп-песен это не проблема, поскольку они обычно охватывают весь слышимый диапазон частот. Однако, если вы записываете сольные инструменты или простой диалог, в этом случае аудиосигнал может содержать только конкретный частотный диапазон.

Этот частотный спектр важен для воспринимаемой громкости, поскольку он связан с частотной характеристикой нашего уха. Так называемые «кривые равной громкости» — «Equal-Loudness Contours» (версия известных «кривых Флетчера-Мансона») показывают, что наше ухо намного более чувствительно к частотам приблизительно в 5 кГц и менее чувствительно к частотам выше, и еще менее чувствительно в более низком частотном диапазоне.

Это означает, что звуковой сигнал с частотой 5 кГц на 0 дБ звучит намного громче, чем аудиосигнал с частотой 100 Гц, нормализованный на тот же уровень 0 дБ. Кроме того, чувствительность изменяется (форма кривой) в зависимости от громкости воспроизведения.

Вы можете видеть, что кривые равной громкости становятся более плоскими на более высоких громкостях воспроизведения (ось Y). Это одна из причин, почему «громче звучит лучше», поскольку, когда вы увеличиваете громкость воспроизведения песни, восприятие звука ухом заключается в том, что более низкие и более высокие частоты будут увеличиваться больше по сравнению с диапазоном 5 кГц, заставляя ту же песню звучать лучше из-за более широкого частотного диапазона.

Часть 1. Заключение

Именно в первой части этой статьи мы рассмотрели несколько основ понимания «воспринимаемой громкости», основы новых стандартов нормализации громкости (Loudness Normalization), которые я объясню во второй части этой статьи. Мы также узнаем удивительную разницу (или сходство) записи группы Metallica с записью пылесоса.

До тех пор убедитесь, что вы различаете «Volume» как измеряемый уровень сигнала (видимый собственными глазами на индикаторе) и «Loudness» как воспринимаемый уровня сигнала (слышимый ушами из громкоговорителей).

Эдгар Ротермих (Edgar Rothermich)

Copyright © 2017 Apple Inc. All rights reserved.
Copyright © 2017 Алексей Алимкин (перевод).

Site www.logicprox.ru is an Independent Information site. The site is not affiliated with Apple Inc. and other companies. All trademarks, product names, and company names and logos appearing on this web site are the property of their respective owners. Site www.logicprox.ru makes no guarantees regarding any of the advice offered on this web site or by its staff or users.